ИА "Росбалт" // 23.02.2017

Ближе к блинам и природе

Свернуть Масленичную неделю до одного дня — это как вместо четырех томов «Войны и мира» сделать их пересказ в десяток страниц.

Глядя на возрастающее количество материалов про Масленицу вкупе с бесчисленными чиновниками в оргкомитетах по ее проведению, поначалу поражаешься всеобщему рвению соблюдать традиции. Однако, попадая на сами гуляния, понимаешь какую-то всепроникающую фальшивость этого праздника. Так в чем же тут дело? Чиновники и организаторы вроде бы настоящие, а уж народ и подавно, но отчего же все-таки не берет за душу это культмассовое мероприятие?

Не сомневаюсь, что организаторы Масленицы знают — что, зачем и для чего проводится в этот день. Они договорились с творческими коллективами о концертах, предприятиями торговли и общепита о продаже блинов, бакалеи и кондитерских изделий в необходимом количестве. По их запросу отделы внутренних дел направили патрули в праздничных мундирах. Словом, все сделано для того, чтобы народ в этот день по-людски отдохнул.

Понятно, что наши предки не занимались никаким социокультурным проектированием массовых праздников и потому ошибок в организации и проведении у них и быть не могло, они просто гуляли в свое удовольствие. Что было на этих гуляниях — нам уже мало известно, о существовании отдельных обрядов коряво напоминают лишь творческие коллективы Домов культуры, которые громко орут в микрофоны припевки. Разодетые а-ля рюс, они выступают в костюмах преимущественно китайской фабричной ткани, как правило в крупный горошек.

Здесь впору призадуматься — как же следует отмечать Масленицу? С одной стороны, свернуть Масленичную неделю до одного дня — это как вместо четырех томов «Войны и мира» Льва Толстого сделать пересказ его романа в десяток страниц, а с другой — воспроизведение в рабочие дни старинных праздничных обрядов представляется даже не проблематичным, а откровенно диким и неуместным, и потому следует признать, что многодневные праздники — это архаика давно минувших дней.

Значит, надо укладываться в один день. Но при сокращении программы возникает вопрос релевантности обрядов (какие из них составляют ядро праздника?), чтобы не выплеснуть ребенка вместе с водой. Ходить в гости на блины, как это было принято в течение всей Масленичной недели, не возбраняется, а вот кулачные бои в четверг, как и взятие снежного городка, могут лишить вас воскресных гуляний по целому ряду причин — от ареста за хулиганские действия до обвинения в организации незаконных собраний и митингов, — так что их лучше отложить до воскресенья.

Проводы Масленицы устраивают как широкие Масленичные гуляния с поеданием блинов и традиционными играми: пляски, хороводные игры, молодецкие забавы. Советская власть запрещала состязания в борьбе и кулачном бое, которые испокон веков были самой зрелищной частью праздника. Однако надежды большевиков на то, что они больше никому не интересны на фоне успехов советского спорта, не оправдались. То и дело люди пытались отметить праздник по-старому — не удовлетворившись обжорством и лазанием на столб, они устраивали побоища при взятии снежных городков.

Сейчас опыт Федерации этноспорта России в проведении русских традиционных игр в Москве и Тамбове на все праздники Николо-Петровского праздничного цикла показал, что люди охотно участвуют в исконных забавах. Правда, эти забавы под воздействием вроде бы цивилизованного англосаксонского спорта стали дикими. Если раньше дрались до «мазка» — первой крови, или до падения — лежачего не бьют, а также не били сзади и ниже пояса, то теперь приученные боксом противники лупят друг друга почем зря. Хотя постепенно переучиваются, отходят от дикостей к исконной традиции.

Дикостью, подобно англосаксонскому боксу, стали отчетные концерты музыкальных и танцевальных коллективов ДК. С таким же успехом можно проводить соревнования по греко-римской борьбе, боксу, хоккею, фигурному катанию и прыжкам на лыжах с трамплина в русских костюмах — и не традиция, и не спорт. Вывод один: ищите музыкантов-народников — баянистов, балалаечников, домристов, рожечников — они сыграют вживую и прямо среди людей, причем именно то, под что можно пуститься в пляс безо всякого освоения премудростей хореографии.

Финал праздника к счастью не вызывает разночтений, множество локальных вариантов подготовки к сжиганию аллегорической фигуры Масленицы сводятся к одному — ее поджигают, она сгорает и это кульминация события.

Но почему же Масленичная неделя сейчас повсеместно свернулась до одного дня? Этот вопрос далеко не праздный, хотя и касается праздника. Например, в странах, где принят ислам, есть та же традиция, только там этот праздник называют Навруз, который раньше также отмечали на протяжении двух недель. Различие только в том, что Церкви Христовой удалось по всей ойкумене сместить дату празднования Масленицы методом обращения к семитской традиции лунного цикла, а правоверные мусульмане так и не смогли пошатнуть устои празднования Навруза своих предков — солнцепоклонников.

Удивительно, но нынешней власти светских государств удалось сделать то, что оказалось не под силу авраамическим религиям в течение двух тысячелетий. Сейчас Масленицу отмечают по всей Европе, а Навруз по всей Центральной Азии, к тому же, Навруз внесен во Всемирный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2009 году, и 21 марта объявлено Международным днем Навруза.

Вроде бы все хорошо, власть опекает традиции, клерикальный покой не нарушен, обряды воспроизводятся, блины пекутся. Но все-таки остается непонятным главное — чему же радоваться сейчас нам на праздниках дохристианской Масленицы и доисламского Навруза?

Праздновать Масленицу и Навруз — значит жить в гармонии с природой, способной переварить любые отходы цивилизации. Избавиться от мусора на свалке истории, где мы оказались с блинами в руках, нам поможет само желание праздновать. Просто надо радоваться очередному приходу весны, в нем нет ничего неоязыческого, как нет и ничего религиозного. В своем желании праздновать мы абсолютно схожи с нашими предками, восхищавшимися рассветами и закатами, всходами трав и осенним урожаям. Так что солнца всем в руки, тянитесь к блинам!

Алексей Кыласов, культуролог, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова

Смотреть материал на сайте правообладателя

Научные публикации

Монография
Этноспорт. Конец эпохи вырождения

Этноспорт. Конец эпохи вырождения

В монографии дается обоснование новой парадигмы в организации спорта, суть которой заключается в поощрении этнокультурного многообразия через развитие традиционных видов физической активности, составляющих основу этноспорта.

Партнеры
Федерация исконных забав и этноспорта РоссииEthnosport World SocietyНаучный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследияГосударственный Российский Дом народного творчестваРЭУ им. Г.В.ПлехановаUnited World Wrestling
ГлавнаяОб автореВыступленияОбзор прессыЛекцииНаукаКонтактыEnglish

© Алексей Кыласов, 2013-2017. Все права защищены. Частичное или полное использование информации только с письменного согласия автора. Создание сайта