ИА "Байкал-24" // 11.06.2013

Спорт: Алексей Кыласов: Ёрдынские игры не для спорта, они для радости

7 июня в Москве прошла пресс-конференция в ИТАР-ТАСС, посвященная Ёрдынским играм в Иркутской области. В ней принял участие культуролог Алексей Кыласов – президент Федерации исконных забав и этноспорта России, член Научного совета РАН по изучению и охране природного и культурного наследия, один из организаторов Ёрдынских игр.

- Основная работа по проведению, а также финансовая составляющая, конечно же, на "плечах" Иркутской области, – пояснил Алексей Кыласов, – а Федерация исконных забав и этноспорта России оказывает методическую помощь и помогает взаимодействовать с регионами. Нашими усилиями, как общероссийской организации, Ёрдынские игры включены в Единый календарный план Минспорта России, как и положено, это было сделано совместно с Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области. Кстати, Александр Амагзаев, директор Центра культуры коренных народов Прибайкалья, является вице-президентом Федерации исконных забав и этноспорта России.

На Играх Алексей обязательно будет присутствовать лично, а пока - немного информации от историка: откуда есть пошла традиция Ёрдынских игр.

- Место проведения Ёрдынских игр выбрано не случайно, - говорит Алексей Кыласов, - согласно историческим источникам с IX до XVIII века там устраивали нечто подобное тому, что мы сейчас называем - праздники, митинги, выборы, суды, конкурсы красоты, игры... Конечно, в современных условиях многое будет стилизовано и превратит мероприятие в фестиваль. Плюс ко всему будет сбор шаманов. Хотя скажу честно: исторически нигде не зафиксировано ежегодных собраний шаманов... Это уже некий "вирус демократии" в традиционный шаманизм.

- Но если публика очень интересуется этим вопросом...

- Для этого сбор и делается, причем самими шаманами. Другое дело - оценка такой постмодернистской инициативы. И не только среди приверженцев шаманизма. Недавно я встречался с XXIV Пандито Хамбо ламой Дамба Аюшеевым в Иволгинском дацане, и он, чего и следовало ожидать, не одобрил этот шаманский ритуал. Но мне удалось убедить его, что традиционные игры в современном обществе создают эффективные механизмы культурного наследования.

К вопросу об участниках. По совместной задумке с заместителем губернатора Иркутской области Ларисой Забродской, этот фестиваль должен собрать представителей тех народов Сибири, чьи предки когда-либо жили в Прибайкалье. Исходя из этого, программа формируется из исконных забав – традиционных виды борьбы, перетягивание палки, стрельба из лука, якутские прыжки, но список далеко не окончательный. Кроме того, в соответствии с традициями, участники будут состязаться во всех видах программы, сейчас это называют – многоборье. Но программа не ограничивается только заявленными в ней видами состязаний, будут представлены и другие традиционные виды физической активности.

- Мы предоставим возможность проведения, пользуясь современной терминологией, презентаций и мастер-классов, -говорит Алексей Кыласов.

- На ежегодных Сельских играх подсчитывают отвоеванные секунды и поднятые килограммы, а есть ли нечто подобное на этноспортивных Ёрдынских играх? Ведется ли учет рекордам?

- Если рекорды будут - хорошо, но вообще, Ёрдынские игры - не для спорта. Степные народы жили на достаточном удалении друг от друга, и летом собирались, чтобы обсудить справедливость распределения пастбищ, присмотреть женихов и невест для продолжения рода. Состязания возникали сами собой, люди хвалились лошадьми и проводили скачки, боотуры мерялись силой в борьбе и меткостью в стрельбе из лука. Женщины танцевали, а старики играли в шатар. И заметьте, никому и в голову не приходило присуждать баллы в стрельбе из лука или борьбе, и уж тем более образовывать федерации и вести рейтинг атлетов. В любом состязании был лишь один победитель, а все остальные… Нет, проигравших не было, остальные просто получали радость, потому что традиционные игры – прежде всего праздник. Приведу яркий пример. Историк Анатолий Тедорадзе, исследуя постоянный интерес к стеношным кулачным боям у жителей села Атманов угол в Тамбовской области, установил, что даже репрессивная советская система не смогла сломить их приверженность традиции. Только не стоит думать, что это было, как бы сейчас сказали, протестное движение. Мужики прямо говорят, что раз в год на престольный праздник села наломают бока друг другу и гуляют под гармонь, а бабы в хороводе сходятся.

- Поясните: в чем разница между состязаниями и спортом - в данном случае?

- Все очень просто: возьмите борьбу, ставшую неинтересной зрителям из-за лукавства правил, спортизация явно не пошла ей на пользу. И сравните с тем, как определяют победителя в традиционной борьбе: коснулся земли, или вытолкали тебя за пределы круга, или ты на землю шлепнулся, или тебе на руках прокрутили, как мешок – и уже всем понятно, что ты проиграл. То же касается стрельбы из лука – выиграл, когда сбил все мешочки с одного попадания, и никаких "тонкостей" в виде очков: за попадание в центральный мешочек (3 очка), рядом с ним (2 очка) и по крайним (по одному очку). Все должно быть, как было всегда – просто и понятно: попал – выиграл, первым прибежал – выиграл. Мне вспоминается старый анекдот: как боксер тяжелого веса своего обидчика одолел сразу, а боксер легкого веса этого сделать не смог, но гордился тем, что выиграл у него по очкам! Да, такие показатели играют роль в спорте, но в простом споре "кто сильнее?", конечно, вызывают улыбку. Поэтому многие спортивные правила вызывают усмешку в контексте традиционных игр, они чужеродны и неуместны. Традиционные игры – это то, что ближе к физкультуре.  И не надо отрываться от корней.

Ника Песчинская

Смотреть материал на сайте правообладателя

Научные публикации

Монография
Этноспорт. Конец эпохи вырождения

Этноспорт. Конец эпохи вырождения

В монографии дается обоснование новой парадигмы в организации спорта, суть которой заключается в поощрении этнокультурного многообразия через развитие традиционных видов физической активности, составляющих основу этноспорта.

Партнеры
Федерация исконных забав и этноспорта РоссииEthnosport World SocietyНаучный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследияГосударственный Российский Дом народного творчестваРЭУ им. Г.В.ПлехановаUnited World Wrestling
ГлавнаяОб автореВыступленияОбзор прессыЛекцииНаукаКонтактыEnglish

© Алексей Кыласов, 2013-2017. Все права защищены. Частичное или полное использование информации только с письменного согласия автора. Создание сайта