liberty.ru // 22.02.2013

Особенности "национального спорта"

Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года говорил о национальных видах спорта. Он призвал развивать не только те пять, что есть в реестре Минспорта, но и другие, которых, по его словам, больше шестидесяти.

И даже призвал продвигать в олимпийскую программу самбо, хоккей с мячом, лапту и городки, как это сделали (по его словам) англичане - футбол, а корейцы - тхеквондо.

Руководство упомянутых российских спортивных федераций встрепенулось. Они решили провести пресс-конференцию с очевидной целью – полной самоидентификации себя с Путиным, чтобы с опорой на его слова потребовать себе преференций. Однако их громогласные возгласы вкупе с нытьем о хроническом невнимании останутся сотрясением воздуха, поскольку никакие они не "национальные виды спорта".

Имея аккредитацию в Минспорте России, они обратятся к Мутко, сославшись на Путина. Но ничего у них не получится. Будучи общероссийскими общественными организациями, они лишены возможности назваться "национальными видами спорта" согласно п. 10 ст. 14 закона №389-ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ", где прямо так и говорится: "не могут создаваться и действовать общероссийские спортивные федерации по национальным видам спорта".

Законодатели объясняют свой запрет тем, что предоставили право признания "национальных видов спорта" и аккредитации развивающих их федераций субъектам РФ, максимально приблизив к местам проживания коренных народов, для их же удобства. А в сочетании с запретом на создание общероссийских федераций, обезопасили всероссийское спортивное ведомство от массового наплыва заявок новоявленных видов спорта, претендующих на финансирование из бюджета. Дабы не вышло как в эксперименте профессора Преображенского, сотворившего из собаки Шарикова, который не преминул заявить: "Профессор, а где же я буду харчеваться? Да и жилплощадь мне полагается!"

В фантасмагории Булгакова результатом эксперимента стало обратное превращение Шарикова в собаку. Пример классика показателен. Надо признать честно, что национальные виды спорта вторичны и не интересны, тем самым, они несут в себе реальную угрозу социальной апатии в отношении культур коренных народов. Французский социолог Пьер Парлеба так говорит об этом: "Отверженные церковью, лишенные доверия властей, нашедшие приют у бедноты и заброшенные повзрослевшими детьми, традиционные игры пережили тяжелые времена".

Надежды на перемены в отношении традиционных игр появились после подписания Распоряжения №27-рп от 2 февраля 2013 года о создании Межведомственной комиссии по развитию физической культуры, массового спорта и традиционных видов физической активности Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.

Определение "традиционные виды физической активности" появилось не случайно, поскольку "национальные виды спорта" – явление чужеродное. Спорт в жизни общества не только как понятие, но и как социальное явление, появился лишь в конце XIX века, он представляет собой универсальные – наиболее общие и понятные для всех народов игры и наборы упражнений (индивидуальные состязания и единоборства).

После триумфальной глобализации спорта многие стали задаваться вопросом: а почему бы и нам не сделать традиционные виды физической активности "видами спорта" и не предложить МОК включить их в олимпийскую программу?

Надо признать, кое-кому это удалось, правда, такие состязания лишились этнокультурной составляющей, что неудивительно, поскольку нивелирование изначальных особенностей является непременным условием обеспечения равенства всеобщего участия и прав на победу. Кроме того, в качестве главного условия олимпийского признания МОК недвусмысленно требуется прекращения доминирования одной нации, апеллируя к понятию широты распространения. Отсюда можно заключить, что сидеть в "признанных МОК" видах спорта, где доминируют голландцы – корфбол, французы – петанк и русские в одноименном хоккее (бенди) еще долго, если не всегда. И роптания не принимаются! Реверанс уважения в виде признания МОК им уже выказан, и этого более чем достаточно, даже слишком, поскольку по Олимпийской хартии признание МОК уравнивает такие виды спорта с теми, что включены в программу Олимпийских игр.

В этой связи возникает резонный вопрос: тогда зачем же плодить "национальные виды спорта" и тешить себя иллюзией олимпийских перспектив? Ответ до банальности прост: те, кто создает эти федерации, на них зарабатывают. Например, самбо и хоккей с мячом имеют те же объемы финансирования, что олимпийские виды, но хотят, вероятно, больше. Им подавай олигархов Прохорова-Усманова-Лисина! Чем они хуже олимпийских?

И здесь самое время снова сказать, что они вовсе не "национальные виды спорта", в реестре Минспорта всего пять таковых: два вида борьбы на поясах – чувашская керешу и татарская корэш, и три вида якутских состязаний – борьба хапсагай, мас-рестлинг (перетягивание палки) и якутские прыжки.

Спортизация традиционных видов физической активности означает открытие ящика Пандоры – их даже не десятки, и не сотни – их тысячи, они несут в себе этнокультурное многообразие и противоречат идее универсализации спорта. Они существуют только в рамках традиционных игр, являющихся неотъемлемой частью традиционных праздников.

Что же касается процедуры признания, то после многочисленных консультаций со специалистами Минспорта России наметился разумный путь: в существующей классификации реестра традиционные игры как комплексные мероприятия (Игры Дыгына якутов, Тюштянь Налксемат мордвы и другие) могут быть признаны дисциплинами этноспорта, а их составные части (традиционные виды физической активности) – видами программы конкретных дисциплин. И не надо их никуда продвигать, они гармонично локализованы в традиционной культуре и любимы народом, ревностно оберегающим их от модернизации (обращения в спорт) с единственной целью извлечения прибыли.

Алексей КЫЛАСОВ, президент Федерации исконных забав и этноспорта России, член Научного совета РАН по изучению и охране природного и культурного наследия

Специально для "Свободного мира"

Научные публикации

Монография
Этноспорт. Конец эпохи вырождения

Этноспорт. Конец эпохи вырождения

В монографии дается обоснование новой парадигмы в организации спорта, суть которой заключается в поощрении этнокультурного многообразия через развитие традиционных видов физической активности, составляющих основу этноспорта.

Партнеры
Федерация исконных забав и этноспорта РоссииEthnosport World SocietyНаучный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследияГосударственный Российский Дом народного творчестваРЭУ им. Г.В.ПлехановаUnited World Wrestling
ГлавнаяОб автореВыступленияОбзор прессыЛекцииНаукаКонтактыEnglish

© Алексей Кыласов, 2013-2017. Все права защищены. Частичное или полное использование информации только с письменного согласия автора. Создание сайта