Этнографический музей "Торум Маа" // 14.09.2013

Посещение Торум Маа и встреча со сказительницей

Алексей Кыласов и Мария Кузьминична Волдина

Мой приезд в Ханты-Мансийск был связан с исследованием традиционной борьбы народов ханты и манси и ее восстановлением как этноспорта. Ситуация осложнена тем, что имеются разрозненные и противоречивые сведения. Традиционная практика, если и осталась, то в отдаленных таежных поселениях.

Спортивное руководство СССР, реализовавшее гомогенный проект «борьба народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», было заинтересовано в продвижении спортивной (вольной) борьбы, разновидность которой и представлял собой этот симбиоз: схватки проводились с ограничением времени на выбывание, присуждались очки и распределялись места, – что в совокупности полностью противоречило традиции и потому не выдержало проверки временем.

Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что традиционная борьба финно-угорских народов связана с тотемом медведя, именно это обстоятельство предопределяет технику ведения поединка. С учетом этнодвигательности лесных народов предстояло выяснить локальные особенности стиля борьбы, обрядовую традицию ее бытования и этнокультурные элементы в одежде борцов.

Прежде всего, я решил посетить Священную землю народа манси – Торум Маа, которая и по сей день сохраняет свое значение святилища, она расположена на высокой горе, поросшей лесом. С одной стороны открывается вид на слияние рек – Иртыша и Оби, с другой стороны, вплотную подступает город – частный сектор из небольших домиков узкой полосой отделяет от многоэтажной застройки.

В 1987 г. Торум Маа превращен в этнографический музей под открытым небом, регламентация часов работы не касается «коренных», как называют себя ханты и манси, которые могут посещать комплекс в любое время суток и совершать там обряды. Меня сопровождал Руслан Богордаев, он крикнул охранявшему полицейскому, что мы коренные, после чего мы беспрепятственно оказались на территории музея уже после закрытия, но еще перед наступлением темноты. Сразу же я наткнулся на мухоморы, они были повсюду - куда же без них, ни одна церемония не состоится:

Торум_Маа: мухоморы для церемоний повсюду

Берестяной чум - традиционное жилище хантов и манси:

Торум_Маа: берестяной чум - традиционное жилище манси

Под навесом находится духовая печь, это и есть кухня:

Торум_Маа: печь манси

Рядом кузница, в которой я упражнялся раздувать меха:

Торум_Маа: раздуваю меха кузницы

Заглянул я и в хозяйственный лабаз:

Торум_Маа: заглянул в хозяйственный лабаз

Осваиваю плетение морды для рыбной ловли:

Торум_Маа: осваиваю изготовление морды для рыболовства

А это само священное место - Торум Маа, где установлены идолы:

Торум_Маа: в сакральном месте у пантеона идолов

Сакральный лабаз, где хранятся атрибуты культа: 

Торум_Маа: заглянул в сакральный лабаз

После Торум Маа мы направились в гости к народной сказительнице, хранительнице традиций ханты и манси, Волдиной Марии Кузьминичне. В беседе участвовал кот-шаман, поскольку сидел в трансе, единственный раз он приоткрыл глаза, когда мы заговорили о рыбе. 

Кот-шаман

Мы говорили возле тотемного медведя в красном углу. Разговор был долгим и очень интересным. Мария Кузьминична назвала процесс передачи знаний о традиционной культуре сакральным, она сравнила его с «трамбовкой» табака в трубку, если туго набьешь – не раскуришь, а слабо набьешь – будет гаснуть. «Одного сколько не учи – глаза не горят, а другой сразу загорится, да тут же и выгорит весь как бумага на ветру», – сетовала моя собеседница-шаманка на отсутствие преемников.

Мария Кузьминична Волдина

Мария Кузьминична подтвердила, что у хантов и манси соревнования борцов устраивались во время различных обрядов и праздников, а иногда и просто на отдыхе. Борьба была неотъемлемой частью медвежьего праздника – йалпын хотал. Состязание борцов на этот праздник носило название нюл тахли, которому и предстоит стать названием стилевого направления ханты-мансийской традиционной борьбы.

Состязания в борьбе нюл тахли проводились на особых площадках, расположенных вблизи сакральных мест, что свидетельствует о явно выраженном ритуальном характере поединков и глубокой связи с мифологическими представлениями. Люди подражали технике борьбы медведя, образ которого был тотемом. Некоторые из борцов даже решались на противоборство с самим медведем. Интересно отметить, что и русская борьба в-обхват называлась медвежьей борьбой.

Рассказ Волдиной и предварительные исследования источников позволили установить особенности борьбы в-обхват: борцы предварительно обоюдно схватывались крест-накрест: одну руку – над правым плечом, а другую – под левым плечом соперника (или наоборот). Руки  сцепляли на спине, сохраняя захват до конца поединка, время проведения которого не ограничивалось. Такая разновидность борьбы встречается в традиционной культуре всех финно-угорских народов, при этом особую популярность она имела у финнов, эстонцев, удмуртов, коми-пермяков, а так же у народов  ханты и манси. Окончательно восстановить и сделать фото борьбы нюл тахли помог президент Федерации этноспорта ХМАО-Югры Алексей Клаузер и организованные им борцы. 

Борьба хантов и манси нюл тахли

Борцы выходят на схватку с голым торсом и в традиционной одежде ниже пояса: на вязаные штаны пать надевали шорты кащ из беличьей кожи, к которым привязывали сапоги с высоким голенищем кисы из камусов (лап) оленей с аппликацией орнаментов из полосок меха.

Борьба хантов и манси нюл тахли

Борец, которому предоставляется первым сформировать захват, определяется по жребию. В схватке побеждает тот, кто первым повалит соперника и удержит его под собой. Удержание сопровождается счетом вслух от одного до пяти зрителей или старейшин.

Борьба хантов и манси нюл тахли

Результаты исследования впервые будут представлены на Фестивале традиционных единоборств, который состоится 21 октября 2013 года на Международной выставке «Боевые искусства и спортивные единоборства в современном мире» в рамках официальной культурной программы II Всемирных игр боевых искусств Спортаккорд-2013 в Санкт-Петербурге. Традиционная борьба народов ханты и манси нюл тахли впервые, после почти векового перерыва, будет представлена публике в аутентичном виде.

Научные публикации

Монография
Этноспорт. Конец эпохи вырождения

Этноспорт. Конец эпохи вырождения

В монографии дается обоснование новой парадигмы в организации спорта, суть которой заключается в поощрении этнокультурного многообразия через развитие традиционных видов физической активности, составляющих основу этноспорта.

Партнеры
Федерация исконных забав и этноспорта РоссииEthnosport World SocietyНаучный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследияГосударственный Российский Дом народного творчестваРЭУ им. Г.В.ПлехановаUnited World Wrestling
ГлавнаяОб автореВыступленияОбзор прессыЛекцииНаукаКонтактыEnglish

© Алексей Кыласов, 2013-2017. Все права защищены. Частичное или полное использование информации только с письменного согласия автора. Создание сайта